Художественная литература открыла для меня физику…
Знакомьтесь! Сергей Николаевич Дегтярёв – учитель физики ФМШ, опыт преподавательской деятельности – 38 лет!
Доктор педагогических наук, Почетный работник общего образования РФ, награжден: медалью «За безупречный труд и отличие», Почетными грамотами Губернатора Тюменской области, Тюменской областной Думы.
Он рассказал нам о том, как художественная литература повлияла на выбор профессии.
- Все началось с художественного фильма «Крах инженера Гарина». Меня очень привлек сюжет, ведь это был детектив! А потом я случайно еще и на книгу наткнулся в школьной библиотеке – роман «Гиперболоид инженера Гарина» Алексея Николаевича Толстова. Книга читалась взахлеб благодаря расследованиям, интригующему сюжету. А еще в ней были настоящие чертежи того самого гиперболоида! Дана оптическая схема, устройство, описан принцип действия.
Я учился на тот момент в седьмом классе. Все это было жутко интересно! Даже завел специальную тетрадку, в которую все очень аккуратно перерисовывал. Пытался самостоятельно во всем разобраться. А если что-то было непонятно, то спрашивал у своей тети – учителя физики, у нее был отличный библиотечный фонд. Можно сказать, мне повезло – в свободном доступе были современные журналы и издания по физике. Так постепенно, благодаря одной художественной книге, я перешел на научную литературу. Меня это очень увлекло! Читал, изучал, сравнивал с идеями инженера Гарина, находил современные трактовки описанных явлений.
Например, я изучал вопрос - от каких факторов зависит поглощение световой энергии, насколько далеко она распространяется в среде, фиксировал закономерности. Уже обучаясь в университете, я также продолжил исследование полюбившейся темы, написал по ней дипломную работу.
Позже я прочитал «Аэлиту» — фантастический роман Алексея Николаевича Толстого о путешествии землян на Марс. В нем очень подробно описывается конструкция ракеты, особенности полетов на большие расстояния. Удивительно, откуда в начале XX-го века писатель-гуманитарий мог опираться на основы современных физических законов, революционную для тех лет теорию времени Эйнштейна.
Я узнал, в чем секрет: писатель был знаком с академиком и нобелевским лауреатом Петром Леонидовичем Капицей, дружил с Петром Петровичем Лазаревым – великим русским и советским ученым, академиком, первым главным редактором журнала «Успехи физических наук». Толстой высоко ценил достижения Петра Петровича – даже главного героя Гарина назвал его именем.
Вот так последние научные достижения, фантастика и детективный жанр пересекались в произведениях Толстого, повлияв на формирование у меня огромного интереса к физике. Чтение научно-художественной литературы также помогло мне со временем выработать свой уникальный стиль в написании научных статей по интересующей меня проблематике, способствовало развитию творческого мышления.
Но мои жизненные интересы не сводятся только к любимой физике. В свободное время я с удовольствием ухаживаю за растениями в своем саду, смотрю фильмы с историческими сюжетами, решаю задачи на логику, играю с коллегами и учениками в шахматы. Для меня шахматные партии мастеров – это настоящее произведение искусства.