Психологическая поддержка

Внимание! Переходный возраст
Переходный возраст как уникальный шанс услышать своего ребенка и установить с ним контакт.
Подростковый возраст и его приближение часто вызывают растерянность у родителей. Бытует представление о том, что подростки неуправляемы, что с ними невозможно найти общий язык, что они грубы, эмоциональны и порой агрессивны… Это наши страхи, а что по этому поводу думают дети?
Ученица 5-го класса сформулировала свои мысли так:
"Легко ли быть подростком? Подростком быть нелегко. К примеру, резкая смена настроения, не самая приятная вещь, которая одолевает подростка. По себе заметила, что у меня то плохое настроение, а потом - раз и сразу хорошее. Также быстрая утомляемость мешает учёбе. А вот общение со взрослыми становится более резким, но весьма интересным по сравнению с детским возрастом. Взрослые на тебя возлагают определенные надежды, тебе надо быть ответственным, серьёзным. И это все и сразу на тебя наваливается. Поэтому, мое мнение, что подростком быть не просто, но это неизбежно, и чтобы этот этап пройти без особых проблем, необходима поддержка и опора родителей."

«У детей свое особое умение видеть, 
думать и чувствовать, и нет ничего глупее,
 чем пытаться подменить у них это умение нашим». 
Жан-Жак Руссо
Памятка родителям по общению с подростками,
 составленная ребятами нашей школы:
1.       Не мешать мне, когда я делаю уроки.
2.       Стараться не нагружать домашними обязанностями и другими трудными и отнимающими много времени делами.
3.       Будьте терпимее к нам, ведь вы тоже когда-то были подростками.
4.       Чаще показывайте свою любовь: обнимайте, говорите ласковые слова.
5.       Будьте постоянны в своих требованиях.
6.       Не старайтесь всё понять, иногда это мешает.
7.       Говорите замечания и выясняйте всё вовремя.
8.       Меня (подростка) стараться не злить. Хотя я могу контролировать свои чувства, но мало ли что…
Успехов Вам!

10 заповедей родительства
Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты. Помоги ему стать не тобой, а собой!
Не думай, что ребёнок «твой»: он личность.
Не требуй от ребёнка платы за всё, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это необратимый закон благодарности.
Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдёт.
Не относись к его проблемам свысока. Ибо тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен: ему его тяжесть не меньше, чем тебе твоя. А может и больше. потому что у него ещё нет привычки.
Не унижай!
Не мучь себя, если не можешь что-то сделать для своего ребёнка, мучь, если можешь и не делаешь.
Помни – для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано всё.
Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому того, что не хотел бы, чтобы другие делали твоему.
Люби своего ребёнка любым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребёнок – это праздник, который пока с тобой.

Волшебные фразы, которые поддержат желание учиться

Сейчас, в самый разгар учебного года, особенно важно укрепить в ребёнке желание учиться. Для этого можно воспользоваться приёмами, о которых мы вам сейчас расскажем.

Ты очень ответственный человек.
Ярлыки – это плохо. Но только если они отрицательные. Как вы яхту назовёте, так она и поплывет. Слыша постоянно о своей ответственности, ребёнок и в самом деле постарается соответствовать вашим чаяниям.

Ты так быстро всё понимаешь.
Конкретная похвала с определением заслуги – «быстро понимаешь», «красиво пишешь», «правильно решаешь» - заставит ребёнка и в будущем стараться, чтобы снова поразить своими успехами.

Молодец, что столько прочёл!
Старайтесь хвалить ребёнка за старание больше, чем за результаты. Не так важно, как он читает, сколь важно, что он читает вообще. Если всё время нацеливать ребёнка только на успех, рано или поздно он устанет или отчается и попросту сойдет с дистанции. К тому же, хваля за усердие, вы даёте понять – не столь ценна реакция окружающих, сколько твоё собственное желание трудиться.

Помнишь, перед прошлой контрольной ты тоже волновался? И всё обошлось!
Напоминайте детям их прошлые успехи, особенно если они теряют уверенность в своих силах. Когда ребёнку кажется, что он ни на что не способен, когда земля уходит у него из-под ног, постарайтесь найти в его прошлом моменты, которые помогут реально оценить свои возможности.

Похоже, ты побаиваешься экзамена. Давай разделим подготовку на несколько частей.
Дети иногда чувствуют, что учебный материал им не по силам. Помогите им организовать учебный процесс так, чтобы обучение проходило нормально. Научите ребёнка определять порядок предпочтений и использовать наиболее эффективные методы учёбы, например – подчёркивание наиболее важных мест маркером, выписка выводов по изученному, пометки на полях. Если материала очень много, предложите разделить подготовку на несколько дней, спланировав учёбу при помощи ежедневника.

Помнишь, как ты себя чувствовал, когда получил «пятёрку»?
Каждый ребёнок хоть раз в жизни получал хорошую отметку. Это восхитительное ощущение не вредно периодически вспоминать, чтобы подкрепить мотивацию. Напомнив о нём ребёнку, мы помогаем ему собраться с духом в желании снова пережить подобные минуты победы.

Закончишь уроки – включай телевизор / компьютерную игру
Телевизор / компьютерная игра – это привилегия, которой может воспользоваться лишь тот, кто выполнил свои обязанности. Это не наказание (не выучишь уроков – останешься без телевизора), это лишь помощь в расстановке приоритетов.

Ты прекрасно запоминаешь на слух. Думаю, это качество надо развивать.
Одна из обязанностей родителей – открывать в своём ребёнке скрытые и незаметные глазу способности. Часть из них могут оказаться весьма полезны в учёбе. Отмечайте эти качества, чтобы поддержать сына или дочь, внушить им веру в свои силы.

Твой почерк стал гораздо лучше.
Используйте метод положительного подкрепления, ведь ребёнок старался. Сравнивайте успехи ребёнка только с его собственными достижениями в прошлом, ни в коем случае не с братьями, сёстрами или приятелями. Ведь каждый продвигается в собственном темпе, не надо ставить перед ребёнком заведомо невыполнимые задачи.

Молодец, что не сдаёшься, я знаю, как тебе трудно.
Нет ничего приятнее, чем признание трудов. Этой фразой вы одновременно хвалите ребёнка и отдаёте ему дань уважения, подкрепляете веру в себя и отмечаете его положительные качества. Такая похвала проникает в самое сердце и надолго остаётся в нём.


Притча о подростковом возрасте:
"Я вдруг понял, что маленькие дети похожи на собак - верных и любящих, а подростки — это коты. Быть хозяином собаки очень просто. Ты её кормишь, обучаешь, отдаёшь ей команды. Она кладёт голову тебе на колени и глазеет на тебя, словно на картину Рембрандта. Когда ты её зовёшь, она с восторгом вбегает в дом.
Затем, лет в тринадцать, обожающий тебя щенок превращается в большого старого кота. Когда ты велишь ему войти в дом, он смотрит на тебя изумлённо, будто гадая, кто же это умер и сделал тебя императором. Вместо того, чтобы ходить за тобой по пятам, он исчезает. И ты его не видишь, пока он не проголодается — тогда он замедляет свой спринтерский бег через кухню ровно настолько, чтобы скривить презрительную мину на всё, что ты ему предлагаешь. Когда ты протягиваешь руку, чтобы потрепать его по голове - привычный нежный жест, - он уворачивается и смотрит невидящим взглядом, как бы пытаясь вспомнить, где это он раньше тебя встречал.
Ты, не понимая, что собака стала кошкой, думаешь, что с ней определённо что-то не так. Она кажется такой необщительной, такой отстранённой, словно в депрессии. Она теперь никуда не ходит с семьёй.
Поскольку именно ты её вырастил, научил приносить вещи, стоять и сидеть по команде, ты предполагаешь, что делал что-то не так. Охваченный чувством вины и страхом, ты удваиваешь усилия, чтобы заставить своего питомца вести себя как положено.
Но теперь-то ты имеешь дело с котом, поэтому всё, что срабатывало раньше, даёт результат, обратный желаемому. Позови его, и он убегает. Прикажи сидеть, и он вспрыгнет на стол. Чем упорнее ты идёшь к нему, заламывая руки, тем решительнее он уворачивается.
Вместо того, чтобы продолжать вести себя как хозяин собаки, ты можешь научиться вести себя как хозяин кота. Поставь у двери тарелку с едой, и пусть он придёт к тебе. Но помни, что кот тоже нуждается в твоей помощи и любви. Сиди спокойно, и он придёт в поисках тёплого, уютного местечка на коленях, о котором он ещё не совсем забыл. Будь готов открыть ему дверь. Однажды твой взрослый ребёнок войдёт на кухню, крепко поцелует тебя и скажет: «Ты сегодня целый день на ногах. Давай я помою за тебя посуду». Тогда ты поймёшь, что твой кот снова стал собакой."
Адер Лара
12.png