19 апреля 2024

Один мозг хорошо, а два лучше!

Один мозг хорошо, а два лучше!

В Федеральном центре нейрохирургии Минздрава РФ (г.Тюмень) прошли очередные кружковые занятия с учениками физико-математической школы.

Учащиеся старших классов ФМШ, углубленно изучающие направление информатики и 3D-технологий, посетили в очередной раз отдел 3D-моделирования и прототипирования нейроцентра. Руководитель отдела, инженер Александр Николаевич Зырянов, провел для ребят урок, обозначив ключевые проекты и задачи, стоящие перед нейроцентром в первую очередь.

Первый проект: «Удаление опухоли под нейрофизиологическим контролем». Его суть: на основе снимков компьютерной и магнитно-резонансной томографии в специальном ПО создаются анатомически верные, точные модели, включая мозг, опухоль, костные структуры, кожу.  Далее создаются их силиконовые копии, которые служат в дальнейшем тренажерами для развития навыков удаления опухоли. 

Альберт Акрамович Суфианов - главный врач Федерального центра нейрохирургии в Тюмени, д.м.н., профессор - также заглянул к ребятам во время совместного обсуждения проектов. Он подчеркнул, что мы уже многого добились в ранее реализованных работах. Новые проекты – также очень интересны и полезны. Сейчас есть много тренажеров-аналогов по удалению опухолей, но все они типовые. Таким образом глаз врача «замыливается», и польза для практики здесь небольшая. А для тренажеров нужны разные модели, чтобы эффективно реагировать в экстренной медицинской ситуации.

Второй проект, предложенный ребятам: «Пластика дефекта черепа». В его основе лежат задачи: моделирование дефектов черепа на основе снимков КТ и МРТ, создание модели покрытия дефекта, форм дефекта из пластика. (В эти формы во процессе операции подается специальный состав для покрытия «изъяна», а это очень существенно экономит время).

Ребята сотрудничают с нейроцентром в рамках проекта «Жизнь в ясном сознании», а главным слоганом, объединяющим умы неравнодушных школьников и сотрудников ФЦН, является девиз: «Сила в единстве».

Реализация новых проектов поможет врачам быстрее реагировать во время операции за счет проработки тактики ее проведения, расширить свой практический опыт за счет большого разнообразия «тренажерных» моделей. Ценность исчисляется количеством спасенных человеческих жизней, а также уменьшением риска осложнений и времени проведения операции, а значит - реабилитации пациента.

Ребята очень увлечены процессом и в проектах уже заранее распределили роли. К примеру, Владислав Штефан (9 класс) и Георгий Шаруха (8 класс) планируют реализовать задачи, связанные с 3D-моделированием, а Илья Левицкий (10 класс) – с технической частью. Но все, конечно же, гораздо сложнее и в большей степени успех любого проекта связан с умением работать в команде и помощи наставников. Мы обязательно расскажем в дальнейшем, как продвигается решение ключевых задач.